Становление бизнеса

Известный предприниматель Анатолий Николаевич Козерук пришел в бизнес не сразу. С детства он мечтал стать летчиком, но из-за плохого зрения медкомиссия не допускала его к обучению. Анатолий Николаевич поступил иначе – он все же пошел учиться в авиационное училище, но выбрал специальность «авиатехник-электрик».

Первое свое дело

В юности большой страстью Анатолия Козерука был парашютный спорт. Молодой человек сам совершал прыжки и вместе с друзьями обучал группы. В конце 80-х активно развивалось направление обмена студентами – будущий бизнесмен также влился в это течение: он тренировал группы из Испании, США, Франции, принимал вместе с ними участие в соревнованиях.

Становление как бизнесмена

В начале 90-х годов Анатолий Николаевич приезжает в Санкт-Петербург: после распределения он направлен на работу в аэропорт «Пулково». В Северной столице у молодого человека быстро появились нужные связи, многие из которых переросли в дружбу. Козерук с теплотой вспоминает это время: все – от простых рабочих до директоров – жили в одном общежитии, много общались, играли в футбол. Это и натолкнуло Анатолия Николаевича на интересную идею: «…мы придумали этот бизнес из ничего», – признается предприниматель.

Схема была следующей: молодые бизнесмены заключили договор с центральным агентством воздушных сообщений – оно обязывалось продавать билеты на рейсы за месяц до самого полета. С руководством «Пулково» договорились, что будут арендовать самолеты с экипажами и заправкой, а оплачивать услуги через месяц после выполнения рейса. Главное преимущество такого проекта заключалось в том, что бизнес не требовал начальных капиталовложений – пришлось лишь гарантировать «Аэрофлоту» 70% загрузку рейсов. Чтобы сдержать это обещание, бизнесмены решили догружать пассажирские самолеты грузом. Анатолий Козерук рассказывает: «В тот период были тяжелые времена… всем было все равно, как летать, лишь бы летать. Поэтому снимали кресла прямо в самолете и грузили туда ящики с продуктами рядом с пассажирами». Однако излишних трудностей бизнесмены не испытывали: в то время их основными направлениями были северные города – Норильск, Нижневартовск, Надым, Самара, а эти рейсы пользовались большой популярностью.

Первый серьезный бизнес Анатолия Козерука проработал около 5 лет и приносил внушительный доход.

БВТ

В 1991 году Анатолий Николаевич с двумя товарищами-единомышленниками (Тюрмин Андрей, Коротаев Владислав) создает компанию «Балтийский воздушный транспорт», или БВТ. А уже в 1992 году молодая компания заключила первый крупный контракт с «Аэрофлотом». Вспоминая то время, бизнесмен говорит: «…это была чисто организационно и юридически финансовая структура, которая просто грамотно заключала договоры». Изначально компания специализировалась на пассажирских перевозках. В 1993 году БВТ стала заниматься и грузовыми перевозками – тогда же и вырос штат компании, ведь груз нужно было сопровождать. В 1991 году в БВТ работали 10 человек, а в 1994 – уже 200 человек.

После 1993 года в стране стало особенно сложно вести свой бизнес, но учредители компании не потеряли ни ее, ни ее название: на импорт работала BVT, а на экспорт – БВТ.

Анатолий Николаевич вспоминает, что тогда были нередки столкновения с криминальными структурами. Бизнесмены решили заключить договор с оборонным предприятием «Ленинец», в распоряжении которого было множество самолетов ИЛ-18, ИЛ-76, АН-24, предназначенных для научных исследований. «Мы возили на этих самолетах продукты», – говорит бизнесмен.

Сначала поставки были адресными, а затем молодые предприниматели наладили контакты, «познакомились с людьми» и стали самостоятельно заключать договоры и доставлять продукты из Голландии, Чили, Венесуэлы – они транспортировались преимущественно в северные города (Надым, Уренгой, Белоярск). «А там вся структура – это «Газпром», – заключает Анатолий Николаевич и добавляет: «То есть фактически поставляли продукты «Газпрому». Очень скоро у БВТ наладились настоящие партнерские отношения с крупнейшей энергетической компанией. После этого количество городов, с которыми работали бизнесмены, увеличилось до 18. Это время Козерук называет «золотым»: иногда в воздухе одновременно находилось 70 самолетов компании.

Довольно скоро бизнесмены приняли решение расширять компанию. В Латинской Америке, откуда БВТ импортировала фрукты, у бизнесменов появилось много знакомых – так предприниматели стали поставлять в Чили, Венесуэлу и на Кубу грузовую технику, самосвалы, КрАЗы, КамАЗы, «Жигули», запчасти для авто и самолетов, мотороллеры.

В 1998 году страну постиг кризис. Очень много продуктов БВТ поставила на север для газпромовских организаций, но «Газпром» не мог за них расплатиться: денег не было, продукты почти не продавались, самое необходимое выдавалось по карточкам. Тогда БВТ получила векселя, которыми смогла расплатиться со строительными компаниями, строителями и поставщиками «Газпрома». Так, кроме поставок продуктов, компания стала заниматься еще и строительным бизнесом. Сначала бизнесмены строили небольшие объекты социального назначения для «Газпрома», а потом стали покупать в Санкт-Петербурге старые объекты, реконструировали их и продавали. Козерук заключает: «…именно с сотрудничества с «Газпромом» произошла переориентация компании: из поставок продуктов мы перешли в строительный бизнес».